Все дети когда-нибудь вырастают, но именно подростковый период зачастую самый сложный в жизни каждого – как самого ребенка, так и его родителей или иных воспитателей. Именно в этом возрасте идет активный поиск и проверка, что разрешено, а что может повлечь наказание. Однако даже если границы установлены, временами, охваченный веселым настроением с друзьями, несовершеннолетний совершает такие поступки, которые никогда бы не сделал, находясь один. Поэтому очень важно четко обозначить подростку существующие пределы разрешенного и запрещенного.
Права и ответственность несовершеннолетнего при совершении поступков, записаны в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Ребенка до 14 лет к административной ответственности привлечь не могут. За совершенные правонарушения несут ответственность их родители, которым могут вынести предупреждение или наложить штраф в размере до 10 базовых величин (ст.9.4 Кодекса об административных правонарушениях).
К уголовной ответственности несовершеннолетнего привлечь нельзя. За совершение преступлений, записанных в Уголовном кодексе, в малолетнем возрасте (до достижения 14 лет) ответственность несут законные представители ребенка.
11 лет
За совершение преступлений, которые предусмотрены Уголовным кодексом, до достижения возраста с которого наступает уголовная ответственность, несовершеннолетний может быть направлен по решению суда в специальное учебно- или лечебно-воспитательное учреждение на срок не более 2 лет.
14 лет
1. Наступает уголовная ответственность за определенные виды преступлений (часть вторая статьи 27 Уголовного кодекса):
Что такое правонарушение? Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. На практике преступления классифицируются по степени тяжести; по форме вины; по социально-демографическим и криминологическим основаниям, в том числе, выделяются преступления несовершеннолетних.
Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.
Каждый правонарушитель, даже несовершеннолетний, несет юридическую ответственность: материальную, уголовную, административную (до определенного возраста он может быть освобожден от нее, или она возлагается на его законных представителей).
Отклонения в поведении ребенка являются следствием «особых» отношений в семье, школе, в подростковой среде.
1. Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперапекой, т.е. неумение справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.
3. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.
4. Элементарное любопытство - дети живут чувствами, им все хочется испытать. Думать о последствиях они еще просто не умеют;
5. Желание не отстать от других, не выглядеть трусом, "маменькиным сынком", "белой вороной".
Признаками проблемных детей могут являться:
1. Уклонение от учебы вследствие
– неуспеваемости по большинству предметов;
– отставания в интеллектуальном развитии;
– ориентации на другие виды деятельности;
– отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
– отказ от общественных поручений;
– пренебрежительное отношение к делам класса;
– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
– употребление спиртных напитков;
– употребление психотропных и токсических веществ;
– тяга к азартным играм;
– курение;
– нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
– грубость;
– драки;
– прогулы;
– пропуски занятий;
– недисциплинированность на уроках;
– избиение слабых, младших;
– вымогательство;
– жестокое отношение к животным;
– воровство;
– нарушение общественного порядка;
– немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
– равнодушное;
– скептическое;
– негативное;
– ожесточенное.
Советы родителям:
Просто читать морали о том, что драться плохо, точно бесполезно. Лучше расспросить и попытаться понять, как еще можно было разрешить ситуацию: все-таки ребенок еще ребенок, как бы не пытался казаться «суперменом» — он может сделать вид, что мамины советы ему не нужны, но все же выслушает и как-то обдумает!
Что делать, если ребенок дерется
-
Во-первых, строго отслеживать и карать все факты таких драк – удовольствие от них для драчуна зиждется как раз на зрелище чьей-то обиды при полной собственной безнаказанности!
-
А во-вторых – хвалить и поощрять любые другие, «легальные», попытки ребенка выделиться: решил быстрее всех контрольную, нарисовал хороший рисунок и т.д. Особенно поощрять и хвалить при коллективе, если ребенок попробует кому-то чем-то помочь!
Нередко, защищая себя или самоутверждаясь, подросток проявляет агрессию. Конечно, прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Часто она возникает из-за чрезмерных требований взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может быть следствием невыполненных желаний ребенка. Поэтому необходимо требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах. А чтобы избежать конфликта можно попробовать перевести его активность в мирное русло. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или ущемленным самолюбием. И необходимо заметить, что чаще всего у агрессивных взрослых бывают агрессивные дети.
Как вести себя с агрессивным подростком ?
♦ Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
♦ Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.
♦ Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева и не стройте планы мести.
♦ Сделайте всё, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.
Со своим ребенком надо разговаривать о вреде алкоголя. И не нужно ждать, пока ребенок достигнет совершеннолетия, об этом надо начать говорить уже примерно в 10-12 лет. Не бойтесь сгущать краски, пусть подросток задумается, примет вашу точку зрения. Если дома есть спиртные напитки, храните их в недоступном месте.
Помните о том, что для растущего организма алкоголь - это яд. Для подростка даже 0,25 л водки достаточно, чтобы довести до летального исхода.
Даже разовое употребление спиртного не проходит для подростка бесследно. Алкоголь оказывает крайне негативное влияние на головной мозг, печень, поджелудочную железу. Во время распития спиртных напитков сердце подростков работает на пределе своих возможностей.
Появление ребенка дома в нетрезвом состоянии вызывает шок, но тем не менее, родителям надо взять себя в руки, от действий родителей во многом зависит, какой выбор сделает их ребенок.
Если ребенок пришел домой пьяным, постарайтесь не терять самообладание, не устраивайте скандал и не читайте нотацию, это просто бесполезно в такой ситуации. Физическое наказание вызовет лишь протест и затаенную обиду. Главное, успокоить ребенка, привести его в чувство, убедиться, что его самочувствию ничего не угрожает, освободить желудок от содержимого и уложить спать.
Когда подросток протрезвеет, нужно обязательно поговорить с ним о случившемся. Не надо подшучивать и делать вид, что не произошло ничего серьезного. Относиться к нему, как к больному, и освобождать от домашних обязанностей тоже неверно. Он совершил серьезный проступок, и серьезного разговора ему не избежать. При разговоре нельзя переходить на личности, говорите только о поступке - спокойно и терпеливо. В причинах произошедшего надо разобраться вместе.
Надо научить ребенка отказываться от предложения выпить, не теряя своего авторитета среди сверстников. Ребёнок должен быть тверд до конца, должен быть уверен в том, что, отказываясь пить, он прав. Подросток должен уметь спокойно отказаться от употребления спиртного, сохраняя свой авторитет в компании. Ребенок выберет образ жизни, который предлагают родители, только когда поймет, что он однозначно лучше. Для этого необходимы два условия: положительный пример родителей (их позитивный взгляд на жизнь, умение делать ее наполненной) и хороший контакт с ребенком (умение находить общий язык, стремление знать, чем он живет, его интересы).
раскрыть » / « свернуть