Эпиграфы
«Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю».
С. Соловейчик
«Человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий, а только от собственных душевных движений, возникающих в его отношениях с людьми».
С. Соловейчик
Какими бы вы ни были родителями, вы всегда ответите утвердительно на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?». А как мы любим и, тем более, умеем ли мы любить, над этим как-то задумываться не приходилось.
Анкетирование среди родителей «Какой я родитель»
№ п/п
|
Вопросы:
|
Да
|
Нет
|
Иногда
|
Другой
|
1
|
Считаете ли вы, что есть в вашей семье взаимопонимание с детьми?
|
|
|
|
|
2
|
Говорят ли дети с вами «по душам», советуются ли «по личным делам»?
|
|
|
|
|
3
|
Интересуются ли они вашей работой?
|
|
|
|
|
4
|
Знаете ли вы друзей ваших детей ?
|
|
|
|
|
5
|
Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
|
|
|
|
|
6
|
Проверяете ли вы, как они учат уроки?
|
|
|
|
|
7
|
Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
|
|
|
|
|
8
|
Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
|
|
|
|
|
9
|
А «детские праздники» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
|
|
|
|
|
10
|
Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
|
|
|
|
|
11
|
А телевизионные передачи и книги?
|
|
|
|
|
По результатам данной анкеты можно сказать, что ваши отношения с детьми благополучные или необходимо принять меры для налаживания контакта с детьми.
Проанализировав свои отношения с ребенком, можно заметить, не намечается ли какой-нибудь трещины в отношениях с ребенком, которая со временем разрастется в огромный овраг.
Вместо поощрения и наказания используйте главный метод воспитания – УБЕЖДЕНИЕ. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Тренинг
Закончите предложение:
-
Я боюсь, что мой ребенок..
-
Я хочу, чтобы мой ребенок понял…
-
Я хочу, чтобы мой ребенок меня простил
-
Я хочу поговорить с моим ребенком о …
-
Мне приятно, когда ребенок…
-
Я хочу видеть моего ребенка…
-
Я благодарю моего ребенка…
Формула успеха:
ПОНИМАНИЕ + ТЕРПЕНИЕ +ПРОЩЕНИЕ = ЛЮБОВЬ
Не для кого ни секрет, что чем больше мы общаемся с ребенком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазны плохого поступка. В этом ребенку главный помощник и советчик – семья, его родные и близкие люди.
Все родители, время от времени пользуются недозволенными методами в воспитании. иногда они прибегают к ним по собственному невежеству, иногда в расстроенных чувствах.
О. Гребнева «Родительское собрание на лесной полянке»
Как- то осенью в лесу прокатилась вдруг молва:
На полянке ровно в восемь собирает всех Сова.
Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,
Кто пошел, а кто летел на тревожный этот зов.
Ты не ведаешь, кума, чем встревожена Сова?
Может, твой Лисенок снова в школе мучает Косого?
Ой. не говори. Енот, он и дома достает.
Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?
Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть!
Ну, а ты скажи, медведь, твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье испытал «прекрасным пеньем»?
Не могу сказать, соседка, ведь я Мишу вижу редко. Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:
Отвечайте-ка, лесные родители!
Бьете ли деток своих, мучители?
Зашумела тут толпа. Что за глупости, Сова? -Я Лисенка лишь вчера долго за уши драла.
Про медведя говорят, он на ухо туговат.
Пожалею я сыночка, приласкаю лишь пруточком. Папа - заяц на пеньке, хрумкая морковкой, Громогласно заявил: «Я - противник порки!
Я косых своих детей лапою не трогаю.
По дороге каждый день им внушаю строго:
« Не ходите на «ушах», не грызите в школе двери
И хвосты своих друзей вы не суйте в щели».
Потрещали тут Сороки: «Меня вы не судите строго.
Моим детям каждый день все уроки слушать лень.
Коль трещат они помногу, я ремень беру в подмогу».
Зашумела тут толпа, кто был прав, кто виноват.
Вдруг сова на всех взглянула и крылом своим махнула:
«Всех хочу предупредить , о ремне в семье - забыть.
Ваши дети без ремня не могут уж прожить и дня.
И от нас, учителей, ждут такие же вот вещи».
«Как не бить?» - кричит Енот. «Это верно!» - шепчет крот.
«Я не справлюсь без битья!» закричала белка злясь.
И родительские страсти накалились докрасна.
Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.
«Бить или не бить - вот в чем проблема.
Она, к сожалению, и сейчас современна.
И разрешить ее возможно лишь тогда,
Когда любовь и лад в семье всегда».
Хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребенка наказанием и поощрением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания, не всегда играет положительную роль в формировании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.
«Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю».
Чтобы в семье не было насилия и жестокости
Анкета «Взаимоотношения в семье»
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
а) очень хорошими;
б) хорошими;
в) не очень хорошими;
г) плохими;
д) очень плохими.
- Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?
а) не совсем;
б) нет
в )да.
- Какие семейные традиции способствуют укреплению
вашей семьи? (Перечислите эти традиции.)
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
а) ежедневно;
б) по выходным дням;
в) редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
а) решает сообща жизненные проблемы;
б) занимается семейно-бытовым трудом;
в) работает на приусадебном участке;
г) вместе проводит досуг, смотрит телепередачи ;
д) обсуждает вопросы учебы детей;
е) делится впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах; ж) каждый занимается своим делом;
з) допишите...
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
а) да;
б) часто;
в) иногда;
г) редко;
д) не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
а) непониманием членами семьи друг друга;
б) нарушением этики взаимоотношений (грубость,
неверность, неуважение и др.);
в) отказом участвовать в семейных делах, заботах;
г) разногласиями в вопросах воспитания детей;
д) злоупотреблением алкоголем;
е) другими обстоятельствами (укажите какими).
- Каковы способы разрешения конфликтов в вашей семье?
а) примирение;
б) обсуждение ситуации и принятие обоюдоприемлемого решения;
в) прекращение конфликтов на некоторое время;
г) обращение за помощью к другим людям (родителям,
соседям, друзьям, учителям);
д) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
- Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
10. Как реагируют вы на семейные конфликты?
а) переживаете, плачете;
б) становитесь на сторону одного из родителей;
в) пытаетесь помирить; г) уходите из дома;
д) относитесь безразлично;
Анкета «Какой я родитель»
-
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
-
Говорят ли дети с вами «по душам», советуются ли «по личным делам»?
-
Интересуются ли они вашей работой?
-
Знаете ли вы друзей ваших детей?
-
Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
-
Проверяете ли вы, как они учат уроки?
-
Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
-
Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
-
А «детские праздники» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
-
Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
-
А телевизионные передачи и книги?
-
Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
-
Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали
1.
|
Обещание больше не любить
|
«Если ты не будешь таким, как я хочу,
я больше тебя любить не буду».
|
-
|
Безразличие.
|
«Делай что хочешь, мне все равно»
|
3.
|
Слишком много строгости
|
«Ты должен делать то, что я тебе сказала,
потому что я в доме главная».
|
|
Детей надо баловать
|
«Пожалуй, я это сделаю сама.
Моему малышу это пока не по силам».
|
5.
|
Навязанная роль
|
«Мой ребенок – мой лучший друг»
|
6.
|
Больше денег – лучше воспитание
|
Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.
|
7.
|
Наполеоновские планы
|
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».
|
|
Слишком мало ласки
|
«Поцелуи и всякие нежности не так уж и важны для ребенка».
|
|
Ваше настроение
|
«Можно это или нет? Это зависит от вашего настроения».
|
|
Слишком мало времени для воспитания ребенка
|
«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя».
|
раскрыть » / « свернуть